Могила советских военнопленных (Grave of Soviet POW)
Посвящена нескольким тысячам военнопленных, которые умерли в немецком лагере в Мариборе в период между 1941 и 1942 годами.
В июне 1941 года Германия напала на Советский Союз. В ходе первых боев немцы взяли в плен большое количество советских солдат, которых послали в лагеря для военнопленных. Один из таких лагерей, Шталаг XVIII Д (изначально Шталаг 306), находился в Мариборе.
С сентября по декабрь 1941 года в Марибор прибыло 5192 советских военнопленных. На центральном железнодорожном вокзале товарные вагоны, в которых их привезли, открыли немецкие конвоиры и железнодорожники, и с криками «Bestien heraus! (Скот на выход!)» выгнали их на перрон. Состояние здоровья пленных было ужасным. Товарные вагоны, в которых они ехали, были наглухо закрыты, поэтому по большой и малой нужде они должны были ходить прямо в вагоне. Все это время им не давали ни воды, ни еды. В вагоны их загрузили после многодневных переходов, поэтому большинство пленных уже тогда были полностью истощены. Многие умерли еще во время перевозки, их тела лежали в вагонах до самого прибытия в Марибор. Немцы использовали всё это в пропагандистских целях и о пленных говорили, что они выглядят истощенными из-за отсутствия еды в Советском Союзе.
С центрального вокзала пленных привели в бараки под Мельским холмом. Поскольку по прибытии они уже были в ужасном состоянии, а к этому добавилось еще плохое и недостаточное питание (преимущественно суп из капусты и репы), то в новом лагере в Мариборе вскоре начали распространяться различные инфекционные заболевания: тиф, чесотка и дизентерия. Кроме того, начальник лагеря в холодную зиму 1941-42 гг. организовывал соревнования по бегу для пленных по Айншпилерьевой, Эрьявчевой и Вилсоновой улицам. В результате такого отношения в один из таких дней умерло от 20 до 30 пленных.
Зимой 1941-42 гг. скончалось несколько тысяч советских военнопленных. Большинство из них похоронили на побрежском кладбище. Умерших пленных на кладбище привозили их военные союзники – британские и французские военнопленные. Без всякого уважения их перевозили на грузовиках только в нижнем белье или полностью обнаженными. Весной 1942 года оставшихся в живых пленных (ту зиму пережило около 500 человек) отправили работать на промышленные предприятия города Капфенберг (Kapfenberg) в австрийской части Штирии.